Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
+7 (499) 517-93-04
+7 (495) 698-60-20

"Почему государство не дает СРО разрабатывать техстандарты" Афанасьев Н.В.

31.05.2016

Почему государство не дает СРО разрабатывать техстандарты

Сегодня назрела крайняя необходимость внесения в закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций», либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций...

25 марта в рамках недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и саморегулируемых организаций различных отраслей экономики. Большое внимание участники форума уделили обсуждению проблем и противоречий законодательства о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании.

Всем известно, что предметом саморегулирования, является в том числе  и разработка стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемых организаций. Вместе с тем, как констатировали организаторы форума: «Законодательство о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании развивалось независимо друг от друга. Сегодня разница в терминах и процедурах мешает профессионалам, объединённым в саморегулируемые организации, эффективно учувствовать в совершенствовании регламентов безопасности». Так ли это?

О псевдо-добровольности национальных стандартов и сводов правил

При введении в действие, закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено обновлённое понятие «Стандарт». Теперь под стандартом мы понимаем: «документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг».

Основным нововведением стал перевод государственных стандартов в разряд добровольных, а так же появление нового типа нормативно-технической документации «свода правил». Обязательными к исполнению стали Технические регламенты. Был установлен определенный переходной период длинною в семь лет с целью разработки технических регламентов, их принятия и т.д.

Технические регламенты были успешно разработаны, приняты, а вот с реальным введением их в действие возникли трудности. Так как Технический регламент не содержал ряда конкретных (цифровых) показателей, влияющих на безопасность продукции (услуги) профессионалы стали задаваться вопросом: «Как быть в этом случае, как подтвердить соответствие продукции (услуги, работы) конкретному техническому регламенту»?

Но был предусмотрен механизм – к каждому техническому регламенту выпускается постановление или распоряжение правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту. В связи с тем, что других способов подтверждения соответствия нет (за исключением технического регламента в области пожарной безопасности 123-ФЗ) фактически все нормативно-технические акты, находящиеся в этих постановлениях являются обязательными для исполнения на территории России.

Однако, если профессиональное сообщество - обнаружив, что стандарт (ГОСТ или Свод правил) мешает развитию бизнеса или в нем присутствуют признаки коррупциогенности - решит предложить провести оценку регулирующего воздействия (экспертизу) действующего стандарта, то в этом случае получит от Минэкономразвия отказ со ссылкой на добровольность применения.

В связи с этим Национальным объединениям саморегулируемых организаций сегодня приходится больше уделять внимание работе в Технических комитетах Росстандарта, участвовать в общественных обсуждениях Сводов правил, а не разрабатывать стандарты деятельности СРО. Соответственно Национальные объединения обвиняются в нежелании разрабатывать стандарты деятельности, а вся система СРО в ненужности. Почему это происходит?

О противоречиях с федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Статья 13 федерального закона даёт понимание, какие документы в области стандартизации существуют на территории РФ: «К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; стандарты организаций; своды правил; международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; и т.д.»

Но почему-то международный стандарт это стандарт, принятый международной организацией, а национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Такое понятие, как стандарт Национального объединения саморегулируемых организаций отсутствует. А может быть он просто завуалирован?

О сводах правил

Что такое свод правил? В соответствии с законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: «Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов».

В настоящее время, Своды правил, получили широкое распространение. Это связанно с простотой их принятия. Своды правил разрабатываются при отсутствии национального стандарта в каком-либо направлении. Свод разрабатывает федеральный орган исполнительной власти и вводит в действие своим приказом. Но если ещё раз прочитать определение «Свод правил», то возникает устойчивое впечатление, что вообще-то разработка его – это функция профессионального сообщества, функция саморегулируемых организаций и их национальных объединений.

В соответствии с законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».

Получается, что с одной стороны государство требует усилить работу СРО в области стандартизации, а с другой перекладывает эту функцию на министерства и ведомства. В результате саморегулируемые организации и их национальные объединения не могут ввести обязательность выполнения своих стандартов (особенно в добровольной сфере), посредством включения их в постановление или распоряжение Правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.

В России понятие добровольный – значит «необязательный». И какие бы хорошие не были стандарты СРО - на конкурсах и тендерах будут выигрывать те, кто их не соблюдает. Потому что за качество и безопасность нужно платить. Таким образом, назрела крайняя необходимость внесения в закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций» либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций.

Н.В. Афанасьев
директор Департамента Национального объединения СРО в области пожарной безопасности.
Ю.А. Кудакова

исполнительный директор Союза организаций «ПожАльянс».
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

http://www.all-sro.ru/articles/pochemu-gosudarstvo-ne-daet-sro-razrabativat-tehst