Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
+7 (499) 517-93-04
+7 (495) 698-60-20

В России может появиться отдельный кодекс обязательных неналоговых платежей для бизнеса

31.07.2017

В частности, планируется, что установка единых правил игры в этой сфере исключит внезапное появление новых обязательных платежей. Теоретически новая систематизация может повысить платежную дисциплину предпринимателей и улучшить деловой климат в России.

Законопроект на эту тему опубликован минфином на портале проектов нормативных правовых актов. В сопровождающей документации говорится, что он разработан совместно с минэкономразвития.

"Роль минэкономразвития в этом процессе изначально заключалась именно в том, чтобы на основании механизмов оценки регулирующего воздействия провести анализ влияния платежей на деятельность бизнеса. Вся дальнейшая работа по этой "дорожной карте" будет происходить при непосредственном участии предпринимательского сообщества", - сообщил "Российской газете" глава департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин.

Количество и объем обязательных платежей для бизнеса постоянно и несистемно растут

В пояснительной записке к документу говорится, что сейчас количество и объем обязательных платежей, которые не установлены российскими законами о налогах и сборах, постоянно растут. "При этом процесс установления и изменения таких платежей зачастую носит несистемный и непредсказуемый характер, что негативно влияет на деловой климат и снижает стимулы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к добросовестному выполнению обязательств перед государством", - считают в минфине. Ведомство отмечает, что цель законопроекта - определение единых правил установки, исчисления и взимания отдельных обязательных платежей.

Как следует из комментария пресс-службы минфина "Российской газете", под регулирование могут попасть такие виды платежей, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор, платы за проведение государственных экспертиз и т.д. Законопроект не имеет отношения к налогам, сборам, установленным законодательством о налогах и сборах, таможенным пошлинам, страховым взносам, административным штрафам и иным платежам.

В законопроекте оговаривается, что обязательные платежи впредь могут устанавливаться только федеральными законами, постановлениями правительства, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципалитетов. До 1 января 2019 года такие платежи должны быть включены в отдельный перечень, публикуемый в Интернете. По словам Живулина, сейчас идет работа по его формированию. Новые платежи или изменения в уже действующие законопроект допускает не ранее 1 января следующего года после принятия нормативного правового акта и не ранее полугода после их официальной публикации.

По мнению первого вице-президента "ОПОРЫ России" Владислава Корочкина, новые нормы способны стабилизировать ведение бизнеса и хотя бы систематизировать дополнительную нагрузку на предприятия. В то же время необходимо проводить ревизию уже существующих платежей и ставок по ним, добавляет Корочкин. По мнению юриста бюро "Деловой фарватер" Ильи Малкова, недостатком законопроекта можно назвать наделение правом на установку обязательных платежей исполнительных органов. Как полагает Малков, такая норма может привести к злоупотреблению этими полномочиями.