Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
+7 (495) 623-89-01
+7 (495) 623-82-73

ПРЕДЛОЖЕНИЯ по вопросу законодательного обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности

11.04.2018

ПРЕДЛОЖЕНИЯ Члена Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Глуховенко Ю.М. по вопросу законодательного обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности

Необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности. Также важным аргументом введения системы саморегулирования в области пожарной безопасности является более строгий, одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО.

В настоящее время более 47 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность по предоставленным МЧС России лицензиям на право проведения работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности. Это около 100 тысяч рабочих мест. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса. Ими, по оценке экспертов, выполняются работы на сумму, превышающую 90 млрд. рублей в год.

Создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности позволит исключить действующий порядок лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и передать эти функции саморегулируемым организациям (СРО), а так же определить четкие стандарты и правила ведения предпринимательской деятельности, осуществление контроля и надзора за своими членами и их ответственности.

На рынке противопожарных услуг, как и в любой отрасли, существуют организации, работающие на низком профессиональном уровне, со слабой профессиональный подготовкой сотрудников. В работе используется не- профессиональное оснащение, допускаются случаи неправильного монтажа, установка оборудования с отступлениями от проекта, нарушаются сроки гарантийного обслуживания. Система планирования и контроля производства на ряде предприятий находится на низком уровне. Особое подтверждение этому мы находим в материалах расследования катастрофического пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», произошедшего 25 марта 2018 года в городе Кемерово. Следствием было установлено, что обслуживание систем автоматической пожарной защиты здания торгово-развлекательного центра осуществлялось сотрудником, не имеющим специальной профессиональной подготовки. В результате непрофессиональных действий персонала эксплуатирующей организации системы автоматической пожарной защиты здания не выполнили свою задачу, что явилось одной из основных причин массовой гибели людей.

Cоздание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности существенно повысит уровень противопожарной защиты объектов экономики, упростит процедуры проведения контрольных мероприятий в отношении членов саморегулируемых организаций. Кроме того, появление саморегулируемых организаций будет способствовать предупреждению фактов проявлений коррупции при осуществлении пожарного надзора, что является немаловажным обстоятельством.

В рамках саморегулирования многие проблемы, особенно в области повышения результативности и качества выполнения работ можно решить более эффективно. Саморегулирование имеет несколько преимуществ перед государственным регулированием. Нормы саморегулирования более гибкие, они легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам. У саморегулируемых организаций лучше экспертные возможности и обратная связь с рынком. Участники рынка получают легальные возможности влиять на нормотворчество, а государство снижает свои расходы на регулирование.

Проблема двойного регулирования  видов работ, оказывающих влияние на обеспечение пожарной безопасности, может быть разрешена тем, что членство в СРО будет необходимо для выполнения "пожарных" видов работ на стадии строительства только в виде субподряда и, в дальнейшем, на стадии эксплуатации зданий и сооружений, которая не входит в сферу ответственности саморегулирования в строительстве.

Предлагаю поддержать введение обязательного саморегулирования в области пожарной безопасности, поскольку это позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов в области пожарной безопасности, позволит не допустить на рынок недобросовестных участников и повысить уровень конкуренции, качество выполняемых ими работ (оказываемых услуг), а также их ответственность. 

 

Член экспертного Совета                                                     Ю.М. Глуховенко

 

______________________
Пресс-служба НОПБ